Продолжение.
В 987 году в малой Азии вспыхнуло восстание, размах которого сильно напугал византийского императора Василия II. Он обратился за помощью к князю Владимиру, и тот согласился, при условии, что император отдаст ему в жены свою сестру Анну. По-видимому, первоначальное согласие было получено: летом 988 года отряд русских воинов прибыл в Византию и оказал императору большую помощь в сражениях под Хрисополем и Авидосом. Но... невеста так и не приехала.
Обманутый и оскорбленный Владимир предпринял поход против самих византийцев. Он осадил город Корсунб (нынешний Херсонес), который, возможно, и устоял бы, если бы не предательство одного из его жителей. Тот пустил в лагерб Владимира стрелу с письмом, в котором говорилось:
"Перекопайте и переймите воду, она идет по трубам из колодцев, которые за лагерем вашим с востока." Владимир тотчас же велел последовать этому совету. Люди в осажденном городе изнемогли от жажды и сдались. Владимир же послал грамоту византийским кесарям Василию и Константину:
"Вот, взял уже ваш город славный. Снова прошу в жены вашу сестру девицу. Если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу."
Вторично обманывать Владимира византийцы не решились и прислали письмо следующего содержания:
"Не пристало христианам выдавть жен за язычников: если крестишься, то и ее получишь, и Царство небесное воспримешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем отдать сестру за тебя."
Владимира это вполне устраивало: отойти от язычества он и без того собирался, а мир с Византией был важнее и нужнее новых разорительных военных походов. Поэтому ответ его был скор, мудр и смиренен:
"Я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали посланные нами мужи".
Оставалось уговорить невесту, мнения которой до того момента спросить никто не удосужился. И тут возникло неожиданное препятствие: порфирородная царевна Анна, оказывается предпочитала смерть или постриг в монастыре браку с безбожным варваром. Пришлось обращаться за помощью к священникам, которые предъявили царевне очень убедительный довод:
"Может быть обратит тобой Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую избавит от ужасов войны. Видишь сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же если не пойдешь, то сделают у нас то же, что в Корсуни".
Стать орудием Господа в деле просвящения еретиков и язычников царевна вынуждена была согласиться, хотя и плакала, по свидетельсву очевидцев, "долго, горько и отчаянно". С плачем она села на корабль и в сопровождении пышной свиты прибыла в Корсунь, где едва ступив на берег, осведомилась:
- Крестился ли Владимир?
Увы, нетерпеливо ожидавший невесту Владимир не только еще не крестился, но внезапно заболел глазной болезнью, завершившейся полной слепотой.
Анна посоветовала немедленно окреститься.
- Если хочешь избавиться от болезни, то крестись поскорее, а если не кркстишься, то не избавишься от недуга своего.
- Если и вправду тсполнится это, - ответил якобы Владимир, - то поистине велик Бог христианский.
В момент совершения Таинства в купели, если верить летописцам, князь чудесным образом прозрел, причем не только очами, но и душой.
Через несколько дней после этогов той же церкви Владимир обвенчался с Анной, и княжеская чета в сопровождении дружины отправилась в Киев. Киевляне радостно приветствовали своего князя и его новую супругу, не подозревая о том, что их ждет в ближайшем будущем.
"После этого Владимир взял царевну, и Анастаса, и священников корсунских с мощами св. Климента. Взял он также церковные сосуды и иконы и со всем этим отправился в Киев. Возвратившись вето-лицу, Владимир повелел опрокинуть идолов, - одних порубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы к Днепру. Затем послал Владимир по всему городу с такими словами: "Если не придет кто завтра на реку, будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, то будет мне враг!" Услышав это, пришли люди к Днепру без числа. Одни стояли в воде до шеи, другие по грудь, некоторые держали младенцев. Когда крещены были все и разошлись по домам, приказал Владимир ставить церкви, определять в них попов и приводить людей на крещение по всей стране своей. Затем Владимир послал собрать у лучших людей детей и отдать их в книжное обучение. Матери, провожая их, плакали по ним, как по мертвым, ибо не утвердилась еще новая вера." Вот таким образом история крещения Руси описана в "Повести временных лет".
Прод. следует