Добро пожаловать на форум "В кругу друзей"! Дата и время
Наверх
Вниз

В КРУГУ ДРУЗЕЙ

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » В КРУГУ ДРУЗЕЙ » Литературный форум » сочиняем хокку


сочиняем хокку

Сообщений 1 страница 30 из 65

1

Хокку, или хайку (начальные стихи), - жанр японской поэзии: нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Искусство писать хокку - это прежде всего умение сказать многое в немногих словах.
поехали
Сидеть в старом храме дни напролет.
Чудесны плоды медитации,
печальны плоды геморроя...

2

Мне очень понравилось разъяснение хокку на одном литературном форуме. Хочу привести его дословно, ничего не меняя, чтобы лучше понять то, чем мы собираемся с вами тут заняться. :)

"Haikai no eki wa zokugo o tadasu nari"
"Достонство поэзии хайку состоит в очищении (повседневного) языка"

Итак, в сегодняшнем выпуске мы собирались вспомнить, что из себя представляет классическое хокку. Вот формальное определение:

Хокку (хайку) - жанр японской поэзии; нерифмованное трехстишие из 17 слогов (5+7+5). Вместо названия "хокку" ("начальные стихи") впоследствии стало употребляться "хайку" (комические стихи), так как раньше хокку часто были шуточными. Со временем хокку перестали быть в основном юмористическими, но название сохранилось. Поговаривают, что в современной Японии употребляется только термин "хайку" (хотя мне по старой памяти ближе "хокку").

Любопытно, как хокку связано с особенностями японской психологии.

Хайку начали слагать в XVI веке, когда буддизм был в расцвете. А целью буддизма, как известно, считается некое озарение, "сатори". Неописуемое чувство, одно из тех, которые нельзя передать, можно только почувствовать. Или выразить несколькими штрихами кисточки на кисовой бумаге. А можно некой - короткой поэтической мыслью, несколькими словами. Несколькими слогами. Так хокку стало связано с чувством просетления. Неслучайно, поэтому многие отмечают, что написать хокку "на заказ" невозможно, хокку рождается само, под действием какого-то чувства, озарения.

Разумеется, со временем религиозная составляющая хокку стерлась. Никто же из нас не возсылает молитву будде во время ежедневного чаепития, несмотря на то, что "тя-но-ю" (японская чайная церемония) изначально имела одной из целей именно. И сегодня хокку - просто своеобразный и неповторимый поэтический жанр. Но непередаваемая магия хокку сохранилась до настоящего времени, в чем многие из нас убедились собственном опыте, научившись читать хокку и даже пробуя свои силы в написании своих хокку.

Почему я сказал "научившись читать хокку", в чем здесь дело? Разве нельзя читать хокку как простые стихи, одно за другим? Оказывается, нельзя. И дело здесь в том, что смысл многих хокку открывается не сразу. В хокку изначально присутствовала некоторая недоговоренность, недосказанность, зовущая читателя додумать то, что не дописал автор на бумаге. У читателя должны возникнуть чувства, сходные с чувствами автора.

Кстати, давно известно, что во время чтения душа читающего непостижимым образом общается с душой написавшего. (Даже если того человека давно нет в живых). Именно на это не раз обращали внимание православные аскеты, Отцы Церкви. И поэтому далеко не все равно, что читать. Читая бульварный "женский" роман (или очередную дрянную стряпню по телевизору), мы вносим раздор в свою душу. И наоборот, во время неспешного чтения духовной литературы или даже просто хороших стихов, мы приобретаем душевный мир и покой, получаем защиту от агрессивной внешней среды. В этом смысле хокку очень хороши тем, что мысль автора сжата до минимума, в трех коротких строчках содержится иной раз столько тепла и глубокой мудрости, сколько редко встретишь в иной повести на нескольких страницах.

Кажется, Чехов в одном письме к другу, написал примерно следующее: "Прости, что пишу так много, не было времени написать короче". Не правда ли, здорово!

Теперь давайте поговорим о том, какие три строчки могут считаться хокку. Формально никаких ограничений на тематику нет. Ритм "5 слогов в первой строчке, 7 слогов во второй и 5 в третьей" может быть достигнут почти в любом случае. Но при этом каким-то образом нам сразу становится понятно, что в одном случае мы имеем дело с хокку (даже если формальности не соблюдены), в другом же, при всем внешнем соблюдении канонов, чего-то не хватает.

Вот пример. Одна из моих должностей (самая, к слову сказать, сволочная :) - инженер по охране труда. У меня в кабинете висит плакат, слова которого, если их расположить в трех строчках, в точности соответствуют слоговой формуле 5+7+5:

Чтобы стружка в глаз
не била, ты надевай
очки, мудила! :)

Хокку? Конечно же нет. А почему? Ведь все точно. Ну во-первых, для хокку характерно отражение переживаний человека через какой-то яркий образ, "подсмотренный" в окружающем мире. Ведь для мира синто (это одна из религиозно-философских сторон жизни японцев) характерно обожествление природы. А человек - ее неотъемлемая часть. В этом же примере ничего подобного нет.

Обычно в первых двух строчках автор описывает заинтересовавшее его явление, а в третьей строчке подводится итог сказанному или раскрывается с другой стороны (порой очень неожиданно) смысл хокку.

В заключение моего затянувшегося вступления хочу сказать, чтобы наши авторы не пугались сложностью ограничений. Не надо заниматься буквоедством, пытаясь во что бы то ни стало втиснуть всою мысль в жесткие рамки классической формулы 5+7+5. Ведь даже классик японской поэзии Мацуо Басё часто отступал от канонов, и из-под его пера выходили настоящие шедевры.

Если в три строчки уложиться трудно, то можно добавить еще две по 7 слогов. Получившееся произведение называется "танка". Две дополнительные строчки имеют самостоятельное название "агэку" и иногда дописываются другим автором, что часто придает начальному хокку неожиданный и неповторимый поворот.

3

И еще, для общего сведения...

Как известно, одним из направлений хокку в Древней Японии было эротическое. Например, известны эротические хокку и танка Рубоко Сё (поэта второй половины Х века).

Развязывает пояс
Снимает длинный шнур
Еще хранящий тонкий аромат
Вот зыбкий мост
Между двумя мирами

(Очень характерно для Японии видеть многомерность, даже "многом i рность" - в смысле "много мiров" - в обычных вещах!)

Она нежна,
Не рань ее души
Поспешностью не принуждай к слиянью
Попробуй лаской
Милой угодить

(Да кто ж спорит!.. :)

Снова по бедрам
Взбегаю губами
Стан твой лаская
В трепете быстрых крыл
Ласточка промелькнет

(Вот и думай, что он имел ввиду... :)

Кто дал тебе имя
Малышка из квартала Симмати?
Зачем так искусно
Губами ласкаешь коралл?
О бездна блаженства!<

(Ну это понятно... :) Представляете, друзья, оказывается и о "таких вещах" можно говорить мало того, что без мата, да еще как возвышенно! :)

Вчера пополудни
Испили мы чашу блаженства
Зимнее солнце
Стоит одиноко
Над Фудзи

(Прекрасные строки! Какой необычный смысл приобрело одинокое солнце!)

Двумя руками
Ты прикрыла груди
И отвела в смущении глаза
Легко ли днем
Нам побороть стыдливость?

(O temporas, o moris... Оказывается, древнеяпонские гейши были куда стыдливее многих сегодняшних... м-м-м-м-м... девушек :)

Ты предпочла меня
Торговцу маслом.
Да вот надолго ли?
Где денег взять
Ума не приложу

(Да, тысячу лет назад проблемы были те же, что и сегодня :)

Мохнатым шмелем
Жужжал над тобой,
О дивный мой лотос
Восемь раз отразился коралл
В зеленой воде

***

О эта ножка
О тайные прелести тела
Весь я горю как в огне
Ночи бессонной улика
Полные неги уста

***

Роща бамбука
Пестрит от ненужных одежд
Вздыхает земля от любви
Высоко над деревьями
Ранний месяц висит

***

Похоже, вдали
Встает мост над Сидзими
Вновь я волнуюсь
Именно здесь
Ветку ивы впервые сломал

(Ну что за возвышенный слог!)

Ты помнишь
Как в первый раз
Словами любви обменялись
Сколько прохожих из Тамба с тех пор
У тебя побывало, о-химэсама!

***

Трепещут бедра
Вздрагивает стан
Сумерки вкрадчиво
Входят друг в друга
Сердце вот-вот разорвется

Бесподобно написано, не правда ли, друзья?! Давайте попробуем написать что-нибудь на эту тему. Только не надо забывать, что здесь очень важно чувство меры. Как едва-едва коснуться, намекнуть, и при этом не скатиться в пошлость. Но я надеюсь, у нас получится, ведь наши люди очень талантливы. У нас - "особенная стать, в Россию можно только верить!"... Я верю в вас, друзья!

4

Объятие ногами
Так прекрасно
Вот высшая степень доверия

5

Miranda написал(а):

Давайте попробуем написать что-нибудь на эту тему.

А если на другую? Низзя?!  :'(

Откуда вдруг такая лень?
Едва меня сегодня добудились...
Шумит весенний дождь.

Жизнь проходит,
А ты стоишь и смотришь.
Щепка в бурном ручье.

Мечется ум
В тесной клетке.
Беспомощный.

Разум застыл,
Глядя на красоту неба.
Подумал о Боге.

Не мной сочинено, но очень, очень...

6

Сердце как камень.
Что растревожит его?..
Равнодушие...

7

Знаете. как по моему интереснее всего играть? Ну на мой взгляд. Когда последняя строчка будет началом первой.

Мамонт написал(а):

Равнодушие...

Равнодушие...
Но совсем уже рядом
Любви новой день.

8

Брэйн написал(а):

Любви новой день.

Любви новой день...
Обманет? Поманит? Как
Понять, поверить?

9

Понять, поверить
Совсем не просто будет,
Но рискнуть стоит :)

10

Брэйн написал(а):

Но рискнуть стоит

Но рискнуть стоит...
Риск - благородное дело
Пьём шампанское!  :D

11

Пьем шампанское,
И пузырьки щекочут.
Жду поцелуя.

Отредактировано Брэйн (Понедельник, 2 мая, 2011г. 16:44:24)

12

Сухие губы
Пересохли они . Я
Вижу тебя здесь.

13

Только сейчас прочла про танка. Здорово. Может, попробовать переделать чье-нибудь хокку в танка?

Miranda написал(а):

Две дополнительные строчки имеют самостоятельное название "агэку" и иногда дописываются другим автором, что часто придает начальному хокку неожиданный и неповторимый поворот.

А где они дописываются, в конце?

14

Вижу тебя здесь,
Бешено сердце стучит.
Оно лишь твоё.

15

Оно лишь твоё, -
Улыбка сказала моя.
Но целую другую.

16

Мамонт написал(а):

Но целую другую.

Но целую другую...
Как странно жизнь играет:
Любим, но не тех...

17

Любим, но не так
Ненавидим сильнее
Но все же любовь

18

Но всё же любовь
Правит миром даже если
Мы об этом молчим

19

Мы об это молчим
Ничего нам не надо
Хочется очень

20

Хочется очень
Желаний нескромных твоих.
Увы...мы друзья...

21

Увы, мы друзья
И иначе нельзя
Спасибо подругам

22

Увы...мы друзья
А может и к лучшему это
Сохраним самое ценное

23

Faktor написал(а):

Спасибо подругам

Спасибо или "спасибо"?

Самое ценное
Ревниво хранимое.
Блеск счастья в глазах.

24

Мамонт написал(а):

Блеск счастья в глазах.

Блеск счастья в глазах
Когда они обращены
На детей, внуков...

25

Lana написал(а):

Блеск счастья в глазах
Когда они обращены
На детей, внуков...

Лана, больше похоже на повествовательное предложение, чем на хокку. :)

Miranda написал(а):

в первых двух строчках автор описывает заинтересовавшее его явление, а в третьей строчке подводится итог сказанному или раскрывается с другой стороны (порой очень неожиданно) смысл хокку.

А может я не так понимаю смысл хокку...  :dontknow:

26

Мамонт написал(а):

Лана, больше похоже на повествовательное предложение, чем на хокку.

Мамонт написал(а):

А может я не так понимаю смысл хокку...

Меня подвела структура... слогов слишком много хотела сказать... вот всё и не уместилось...  :rofl:  Будем считать это ошибкой...  :rofl:

27

Lana написал(а):

Меня подвела структура... слогов слишком много хотела сказать... вот всё и не уместилось...  :rofl:

Светулик, тебе надо было продолжить и написать танка. :)

Miranda написал(а):

Если в три строчки уложиться трудно, то можно добавить еще две по 7 слогов. Получившееся произведение называется "танка".

Брэйн написал(а):

Только сейчас прочла про танка. Здорово. Может, попробовать переделать чье-нибудь хокку в танка? А где они дописываются, в конце?

Да, у написанному хокку кто-нибудь добавляет 2 строчки (агэку) и получаем танка. Интересно и так попробовать!

Вот так примерно -

bake написал(а):

Сухие губы
Пересохли они . Я
Вижу тебя здесь.

Молчанье любви без слов
Сильней, чем слова любви.

Faktor написал(а):

Любим, но не так
Ненавидим сильнее
Но все же любовь

В том постоянства мало:
Сегодня - любим, завтра - нет!..

28

На лету муху
Кот словил, хоть и сыт был.
Бытия бренность...

29

Вот снег уж выпал,
Скоро будут холода
Вьюги за окном.

бррр :)

30

Никого нет, тишина
Кругом повисла
Пора спать наверное... :disappointed:

(вроде так - в первых двух строках явление, в последней итог или вывод, и 7+5+7)


Вы здесь » В КРУГУ ДРУЗЕЙ » Литературный форум » сочиняем хокку